Информация


Поиск

Запланированное устаревание вещей


 - как нас вынуждают тратить деньги

Все о самом честном обмане производителей.

Представим, что вам от прабабки достался чугунный утюг. Штука надежная, просто засыпайте внутрь угли, и он прекрасно будет соседствовать в будущем с квантовыми компьютерами и умными домами.

Тем временем у современного утюга с Wi-Fi вчера отломилась ручка регулировки температуры и он теперь бесполезен. Почему старое все еще работает, а новое — уже нет? Разбираемся с запланированным устареванием вещей.

Что такое — запланированное устаревание вещей

Зайдите по этой ссылке — там висит обновляющаяся каждые 30 секунд трансляция зажженной в одном из калифорнийских пожарных отделений лампы накаливания.

Ничего необычного кроме явно утолщенной нити накаливания в ней незаметно. А между тем эта лампочка обосновалась в Книге рекордов Гиннесса. Все потому,

что зажгли ее в 1901 году.

Непримечательная лампа горит уже больше ста лет. Источник: guinnessworldrecords.com


От ламп накаливания уже отказались почти все, но если вы застали пик их популярности, то понимаете — ни о каких сотнях лет работы речи не шло. Они перегорали,

лопались, их, в конце-концов, воровали прямо из подъездов — но светить десятки лет они не могли. Выходит, что одна лампа просветила уже сотню лет, а другие

перегорают за год? Запланированное устаревание так и работает: производитель создает товар, срок эксплуатации которого намного меньше возможного,

и тем самым заставляет покупателя постоянно покупать новые версии.

Можно давить на покупателя функционально, попросту убирая поддержку продуктов (попробуйте поставить Office 365 на что-нибудь кроме Windows 10),

либо психологически — к примеру через дизайн новой модели iPhone и заявлений, что прежние модели уже устарели.

Висящая в пожарном отделении города Ливермора лампа накаливания названа Столетней — и она же является одним из ярких аргументов в пользу того, что 

запланированное устаревание в нашем мире используется. И речь не про саму Столетнюю лампу, а про рынок лампочек накаливания в целом.

Лампочки были первыми. За попытки их улучшить — штрафовали

23 декабря 1924 года, пока обычные люди готовились к новогодним праздникам, другие готовили всемирный заговор. Крупные производители ламп со всего

света (Osram из Германии, Philips из Нидерландов, General Electric из США и другие) объединились в тайный концерн «Фебус», основной целью которого была

стандартизация длительности работы ламп. Было решено остановиться на времени работы равным тысяче часов — далее лампа перегорала, а покупатель шел в

 магазин за новой. Тех, кто пытался делать лампы с большим сроком службы или нарушал другие указания — штрафовали. До деятельности «Фебуса» обычный

срок службы колебался между отметками в 1500-2000 часов.


Именно «Фебус» добился гарантий всего лишь в 1000 часов работы. Фото: imgur

Причину создания картеля понять несложно: если все лампы накаливания делать столетними, то производители ничего не заработают. Они и без того страдали

от падения продаж — у тех же Osram они упали с 63 миллионов ламп в 1922-1923 финансовом году до 28 миллионов в следующем. Глава Osram, Уильям Майнхардт,

первым предложил соглашение, которое в итоге и вылилось в создание картеля «Фебус». Соглашение картеля было аннулировано в 1940 году — координировать

действия участников во время Второй мировой войны стало слишком сложно. Картель проработал почти 16 лет, а заодно создал и показал эффективность

бизнес-модели «запланированного устаревания».


Сейчас запланированное устаревание — необходимая мера для развития рынка

Лампы накаливания служат хрестоматийным примером и сильным аргументом в спорах о том, используют ли массово стратегию «запланированного

устаревания». Мы знаем, что такое уже случалось в масштабах целого мира.


Устаревание мобильных устройств происходит быстро и наглядно


Самым ярким примером запланированного устаревания сегодня служат смартфоны — каждый год у производителей выходят новые флагманы. Они быстрее,

легче, удобнее, в них задействовано больше технологий, а дизайнеры вообще заново изобрели комфорт. Эта история длится год за годом, а маркетологи упорно

лезут к вам в кошелек и пытаются убедить купить еще один смартфон. Или фитнес-браслет, умные часы, плеер — что угодно.

Картриджи для принтеров — еще один пример явного запланированного устаревания. Чип умирает раньше, чем кончается краска. Фото: imgur

Запланированное устаревание присутствует и в других отраслях — много ли выпускают новых машин, двигатель которых пройдет миллион километров, а кузов

не начнет гнить через пару лет? Просто в сегменте электроники эта бизнес-стратегия чувствует себя лучше всего. Разберемся, насколько это хорошо или плохо.

Вроде очевидно: ситуация, когда производитель заведомо уменьшает ресурс устройства и вынуждает через год-два идти за новым — однозначно плохая. Никому

не понравится, если купленный холодильник перестанет работать до того, как за него будет отдан кредит. И да, если запланированное устаревание используется явно

и в ущерб пользователю, то это плохо. Но вы можете от него и выиграть.

Всё тоже самое касается и кофейной техники. Производитель устанавливает запчасти которые не могут не ломаться. И дело не в уплотнениях и не в стирающихся со временем механизмах, хотя и их можно было-бы сделать таким образом что они в местах трениях могли бы стать практически вечными. Обычно это ключевые детали, при поломке которых кофемашина полностью прекращает работу. Хотя при осмотре и оценке как эти запчасти можно было бы сделать более долговечными, мы приходим к мнению что это сделать в рамках производства просто и практически бы не отразилось на стоимости этих запчастей. То есть как минимум - не ломаться современная кофемашина или кофеварка не может. Но хороший специалист сервисного центра, некоторые слабые места обычно устраняет, вместе с таким ремонтом поломка в этом же месте практически исключена.


Польза запланированного устаревания

Во-первых, эта стратегия существует только в капиталистических странах и устоявшимся обществом потребления. Необходимость постоянно покупать стимулирует

ВВП страны и создает рабочие места. В мире три миллиарда пользователей мобильных телефонов — просто представьте, сколько рабочих мест создает только этот

рынок. Одни делают чехлы, вторые изготавливают наушники, третьи пишут и регулярно обновляют под все это софт.

Во-вторых, запланированное устаревание стимулирует рынок развиваться — производители вынуждены каждый раз придумывать что-то новое. Да, маркетологи

часто перегибают палку, заявляя о прорывах в технологии — но нельзя отрицать, что калейдоскоп ежегодно обновляющихся флагманских телефонов заставляет

производителей внедрять в девайсы новые функции, экспериментировать с дизайном или характеристиками.

В-третьих, запланированное устаревание делает вещи доступнее. Производитель снижает срок работы устройства, используя дешевые материалы и технологии.

Вы получаете возможность купить очередной девайс по сносной цене и ходить с ним года три — спустя это время выйдет что-то с новыми функциями, которых

в старой версии нет. Технологии обновляются каждый год, поэтому никому не нужен вечный телефон — ведь в нем не будет кучи новых фишек.


Устаревание в будущем

Даже во времена картеля «Фебус» отдельные производители увеличивали срок службы ламп, несмотря на возможные штрафы. И сегодня

у корпораций нет цели создавать продукт, который ломается сразу после распаковки. Они скорее стараются нащупать идеальный баланс между

долговечностью и стоимостью производства. При этом если вы хотите пользоваться старой версией устройства — у вас это, скорее всего,

получится. Сомнительных историй вроде специального замедления старых моделей iPhone не так уж много.

Модульность — хорошее решение для быстро устаревающей техники. Фото: newsfirst.lk

В будущем эта бизнес-стратегия, вероятно, вообще пропадет: производители постоянно конкурируют друг с другом и вынуждены искать способы

привлекать и переманивать покупателей. И срок службы устройства тут становится весомым аргументом. А чтобы продукт поспевал за прогрессом,

его либо предлагают по подписке, как обновления для автомобилей Tesla, либо делают девайсы модульными — как модульный смартфон Ara от 

Google. Вероятно, это и есть наше будущее.

Источник статьи - ссылка


Еще никто не написал комментариев.

Написать комментарий